"Я - воспитатель"
02 февраля 2015
Муниципальное автономное учреждение
дошкольного образования
города Ялуторовска «Детский сад № 1»
Эссе «Я – воспитатель»
Воспитатель МАУДО
«Детский сад №1»
Кадырова Юлия Наильевна
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма
Но ведь не только в этом наша сила…
Перед каждым человеком рано или поздно встаёт вопрос выбора жизненного пути. Для меня вопроса «кем быть?» просто не существовало. Профессия педагога привлекала меня с самого детства. Почему? В семье мне старались прививать уважение к труду учителя, осознание того, что этот выбор крайне ответственное решение, поэтому я всегда считала, что педагоги – особые люди, удивительные, обладающие совершенностью мыслей, необычным гибким умом, потрясающим трудолюбием. Да и сейчас, работая воспитателем, я думаю и чувствую точно так же, я сохранила уверенность в высокой миссии этой профессии, её востребованности.
Я люблю свой детский сад, люблю работать в сплоченном коллективе педагогов – единомышленников. Детский сад дает мне неиссякаемую энергию, творческое вдохновение и желание делиться тем теплом, которое я получаю от детей. Детство - самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего – то нового, интересного, где нет времени скучать, где каждый ребенок – это строитель будущего.
Какие же педагогические принципы и подходы к воспитанию выбрать? Чем руководствоваться, чтобы оправдать доверие родителей и надежду маленького ребенка?
Педагог в переводе с древнегреческого – «ведущий ребенка». Можно вести детей за собой, заведомо расчищая дорогу от камней, чтобы не дать им споткнуться, а можно вести по дороге с препятствиями, позволяя каждому не бояться проблем, смело справляясь с ними. Я веду детей по второму пути, дающему возможность ребенку самостоятельно преодолевать трудности, переживать радость успеха, ощущать признание, получать ценный жизненный опыт, причем не всегда приятный. Роль препятствий в нашей совместной деятельности играют различные проблемные ситуации, которые детям предлагается решать самостоятельно. А если что – то не получается, то мои незаметные подсказки или наводящие вопросы помогают им найти решение самостоятельно. Я всегда рядом. Нет, не рядом, точнее, мы вместе. Совместная деятельность и совместная игра позволяют стать мне их партнером, действовать с ними, на их территории, говорить на их языке. И нет ничего прекраснее в жизни, чем тот момент, когда видишь, что тебе удалось зажечь глаза детей, увидеть в них неподдельный интерес и восторг от результата нашего общего дела. Помимо своей основной деятельности, я осуществляю дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста по раннему обучению английскому языку. Стараюсь делать все для того, чтобы мои воспитанники не только знали основы грамматики английского языка, культуру этого народа, но и помочь каждому из них познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности.
Современный воспитатель, кто же он?
Существует убеждение, что мастером в своем деле можно стать, только получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот тогда оказываешься вооружен, как говорится, «на все сто» и можешь профессионально реализовать себя.
Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глаза?
Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную брошюру «Как любить ребенка»: Сначала это, а все остальное потом».
«Кто же такой «хороший воспитатель?» Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.
Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии.
Потому что:
Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием.
Хороший воспитатель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.
Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.
Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада.
Постоянное самообразование, поиск новых путей, и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта - всё это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной.
Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости. А всем тем людям, которые скажут: "Да что за профессия - воспитатель. Вечно вытирать носы и никакой благодарности!", я хочу ответить очень хорошими стихами:
« ...Я буду работать в кузнице,
но не там, где железо и молот,
Возьму я себе в союзницы
нежную, светлую молодость.
Предметы моей романтики
на солнышке ласково жмурятся,
Носят на маковке бантики,
парами ходят по улице.
Их, беззащитных, маленьких,
я в светлую жизнь поведу
И будут завидовать многие
воспитателю в детском саду.»